Вход - Регистрация
14
декабря
пт
Цены на бензин
АИ-9241.35АИ-9544.45
АИ-98-------ДТ44.50
USD 66,4225 руб.
EUR 75,2168 руб.

Дефицитная «автогражданка»

Дефицитная «автогражданка»
Коллапс подкрался незаметно.
9 апреля 2014, 10:30 Поделиться:

С рынка страхования автогражданской ответственности уходят как мелкие, так и крупные его участники. Автовладельцы мечутся от одной страховой компании к другой, пытаясь приобрести полис ОСАГО. Зачастую — безрезультатно. О сложившейся ситуации журнал "Автодрайв" побеседовал с Василием Валерьевичем Созиновым, директором Кировского филиала страховой компании «Цюрих».

Василий Валерьевич, верится в такое с трудом, но неужели вот этот самый бланк, на котором написано «Страховой полис» обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», еще надо поискать по Кирову?

Да, реально существует дефицит этих полисов. Все страховые компании сейчас заказывают в РСА (Российский Союз автостраховщиков) меньшее количество полисов. Какой объем этого бизнеса они хотят иметь в своем портфеле, - ровно столько и заказывают. По элементарной причине - уменьшить свои убытки. В РСА полисов полно, они говорят — берите!

Неужели данный вид страхования совсем перестал приносить прибыль?

Речь сейчас идет не о прибыльности ОСАГО как вида страхования, а, наоборот, о его глубокой убыточности. По разным подсчетам, на 1 рубль полученной страховой премии страховые компании выплачивают от 1,2 до 1,8 рубля. Это прямые потери. И сейчас с нормальной экономической точки зрения любой страховой компании выгоднее этим бизнесом не заниматься. А почему же все-таки занимаются? Дело в том, что этот вид страхования имеет определенную инерцию. То есть если я сегодня перестаю продавать, это не значит, что я завтра перестаю платить. И это заставляет компании не резко обрывать, а лишь постепенно снижать свои доли на рынке ОСАГО.

Автовладельцам как быть?

Само собой, они ищут, где купить полис. Закон их обязывает это сделать. И либо покупают их в компании, где полисы имеются, но скажем, не за условные 2 500 рублей. А с доплатой за какие-то «нагрузки» плюс еще на такую же сумму. Не самые добросовестные страховщики, конечно, пытаются «нагрузить» клиента, например, заключением договора на страхование, скажем, либо имущества, либо от несчастного случая, потому что прибыльность такого вида какой была 20 лет назад, 10 лет назад, примерно такой и осталась. Либо перекрывать свой риск какими-то даже не страховыми продуктами, например, направить автовладельца в аффилированный пункт ТО.

А как в принципе такое может быть? Как в страховой могут сказать клиенту: «Может быть, мы и заключим с вами договор ОСАГО. Но сначала подумайте: не хотите ли вы приобрести еще страховочку от несчастного случая?» Это ведь абсолютно противозаконно.

Здесь вообще достаточно тонкая грань. Существует навязанная услуга, и существует кросс-продажа. Например, вы идете в автосалон покупать автомобиль. И вы не уедете оттуда без сигнализации (хотя в другом месте вы наверняка поставили бы ее дешевле), без ковриков, которые там тоже дороже. Но в страховой компании вряд ли кто действительно будет заставлять купить другую, не нужную клиенту услугу. Не будут же, в самом деле, руки выкручивать!

Ваша компания заключает с автовладельцами договоры ОСАГО?

Пока да. Но когда мы подсчитали, что уже чуть ли не 20% этого рынка стали занимать, задались вопросом — а надо ли это нам? Не надо. Нам необходима диверсификация нашего портфеля. Мы наберем свое за счет других видов страхования. Это медленно, но верно. И снизим свою долю ОСАГО, по причине, как я уже говорил, заведомой его убыточности. И то реально малое количество полисов ОСАГО, которое у нас имеется, придется распределять, знаете, как в забытую эпоху дефицита, только между самыми давними и самыми лояльными клиентами.

На сколько может вырасти стоимость полисов? РСА настаивает на 70%, но чаще речь идет о 40-50%.

Думаю, что в Кирове реальный подъем цены ОСАГО может составить 7-12%. Дело в том, что распределение по регионам уж точно произойдет не одинаково. Грядущее изменение тарифа сейчас достаточно сложно оценить. Потому все компании сейчас как бы затаились. Вступят новые тарифы, новые условия. Вот тогда на небольшом, пробном объеме каждый страховщик это все просчитает и решит, есть ли смысл заниматься, снова вливаться в рынок ОСАГО.

В чем, вы считаете, основные причины кризиса рынка ОСАГО?

Ну, во-первых, базовый тариф не менялся с 2004 года. А ведь прошло 10 лет! Изменился парк автомобилей, - они стали значительно дороже, а значит, и запчасти на них. Во-вторых - до сих пор отсутствуют единые «правила игры». Клиенты пользуются судебной практикой и ЗЗПП (Закон о защите прав потребителей). Страховщики же — нормами, которые им установил регулятор. Отсюда в том числе и противоречие, которое наблюдается, например, при разногласиях о выплате УТС (утраты товарной стоимости). Выходит так, что мы с нашими клиентами играем в разные игры. Вот шахматная доска. И страховщик, допустим, играет на ней в шахматы, а автовладелец — в шашки. Стало быть, каждому играть и неинтересно, и непонятно вообще зачем и как. Вот это на самом деле краеугольный камень проблемы! Пока не придем к общему знаменателю, вопрос толком не решится. Все эти судебные процессы не на пустом месте возникли и не потому, что страховые платят мало, а клиенты хотят больше. А потому, что нет единой методики и правил расчета ущерба. Чтоб один эксперт (из страховой) и другой эксперт (скажем, независимый) посмотрели на машину, посчитали; у одного получилось 10 тысяч рублей, у другого — 11500. Разница в 15% - это нормальная инженерная погрешность. А так как сейчас у каждого эксперта методики разные, то результат одного может быть — 7 тысяч, итог другого — 20 тысяч. Кто прав? А нельзя сказать кто — у них ведь разные правила игры! В общем, учитывая то, что нет общего, единого инструментария, просчитать то, что произойдет дальше, никак невозможно. Могу к ряду причин добавить и странное положение с территориальными коэффициентами. В Кирове он — 1,4. В Кирово-Чепецке — 1,2. А в Кстинино — 0,8. А какая вообще-то разница? Автомобилисты из каждого названного населенного пункта ездят, как правило, в Кирове. Это тоже не позволяет создать нормально работающую модель страхования.

Так или иначе, по сути свою головную боль по неполучению прибыли страховщик перекладывает на «слабое звено», на потребителя, которого закон обязывает оформить полис ОСАГО. И что тому делать?

Пока в достаточном количестве полисов все равно не будет — дефицит сохранится. На сегодняшний день они имеются в известной страховой компании, которая реализует ОСАГО с «нагрузкой», и есть еще компания, где тоже пока полисы в наличии. Через неделю, через месяц кончатся там — появятся у кого-то другого. Рекомендация может быть одна — не расстраиваться, не сидеть сложа руки, искать, обращаться в определенные инстанции.

Послесловие

Напомню, Правительство РФ утвердило поправки ко второму чтению закона об ОСАГО. После планируемого увеличения лимита страховых выплат стоимость полисов ОСАГО может вырасти от 25 до 70%. Решение должно быть принято до 1 июня 2014 года по указу Президента РФ и Центробанка. Представитель последнего заявил, что региональные коэффициенты ОСАГО не будут повышаться до корректировки базового тарифа.

Просмотров: 3403
Для печати Отправить другу На главную
Другие новости на тему: Киров, Цюрих, страхование, ОСАГО
Добавить комментарий [Условия размещения]
Справочник

Информационное агентство "НаВятке".
610017, Россия, город Киров, улица Маклина, д.57, e-mail: navyatke@bk.ru
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ТУ43-00652 выдано 29.12.2016 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области.
Редакция не несет ответственности за содержание материалов раздела "Блоги" и комментариев пользователей. Авторские блоги и комментарии пользователей выражают личное мнение авторов блогов и посетителей сайта.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика